Ученые выяснили, как радиация влияет на кроликов

Сибирские ученые обнаружили, что молодые особи кроликов проявляют устойчивость к воздействию малых доз радиации.

Это открытие может иметь значительное значение для изучения влияния радиации на животных и возможных последствий для человека. По данным специалистов, все показатели этих животных остаются в норме при воздействии на организм излучения от радиоактивного изотопа водорода – трития, который образуется в ходе работы атомных электростанций. Это открывает новые перспективы для изучения радиационной безопасности и защиты живых организмов.

Кроме того, среди сельскохозяйственных животных наиболее приближенной к человеку радиочувствительностью обладают не классические модельные организмы, такие как мыши, а именно кролики и свиньи. Это может указывать на необходимость проведения дополнительных исследований и оценки рисков для животных и человека при воздействии радиации.

Интересно отметить, что ученые также выявили стимулирующее действие на процесс кроветворения (гемопоэза) у молодых кроликов под воздействием радиации. Это открытие может способствовать разработке новых методов лечения и защиты от радиации как для животных, так и для людей.

Специалисты Красноярского государственного аграрного университета (Красноярский ГАУ) подчеркнули, что мыши являются радиорезистентными существами, способными выдерживать в 4 раза более высокие летальные дозы излучения, чем человек. Это связано с особенностями их организма и механизмами защиты от воздействия радиации.

Интересное открытие было сделано учеными СФУ и Красноярского ГАУ: оказалось, что небольшие дозы радиации до 500 мГр могут оказывать стимулирующее воздействие на некоторые процессы в организме животных. Например, исследования показали, что такие дозы не только безопасны для кроликов, но и способствуют активации процессов гемопоэза – образования и созревания клеток крови.

Эти результаты открывают новые перспективы для изучения влияния радиации на живые организмы и понимания их адаптационных механизмов. Дальнейшие исследования в этой области могут пролить свет на механизмы защиты организма от воздействия радиации и помочь в разработке новых методов лечения и профилактики радиационных поражений.

Исследование показало, что изотоп водорода может попадать в организм животных через питьевую воду. Кроме того, ученые обнаружили, что гуминовые кислоты, которые употреблялись вместе с тритием, могут обладать радиопротекторными свойствами. Эти результаты были получены в ходе эксперимента с участием кроликов.

Профессор Надежда Кудряшева, работающая на кафедре биофизики СФУ, подчеркнула важность проведенного исследования. Она отметила, что гуминовые вещества, образующиеся при разложении растений, могут действовать как стабилизаторы и радиопротекторы, смягчая негативное воздействие малых доз радиации на организм.

Эксперименты с использованием животных, проведенные учеными, позволили подтвердить гипотезу о положительном влиянии гуминовых кислот на организм при облучении малыми дозами радиации. Возможно, эти результаты окажутся важными для разработки новых методов защиты от воздействия радиации на живые организмы.

Изучение воздействия радиации на животных, таких как кролики, которые близки к человеку по радиочувствительности, представляет собой важное направление исследований. Это открывает перед учеными целый спектр возможностей. В частности, поиск эффективных радиопротекторов становится актуальной задачей. Например, помимо гуминовых веществ, физики предлагают использовать фуллеренолы - молекулярные соединения, напоминающие выпуклые замкнутые многогранники из углерода.

Важно отметить, что радиационное загрязнение планеты, особенно мирового океана, увеличивается из-за деятельности человека. Это создает необходимость разработки новых стратегий для защиты себя и животных, играющих важную роль в сельском хозяйстве. Эксперты подчеркивают, что в условиях растущего воздействия радиации необходимо развивать новые методы защиты и адаптации.

Исследования в области радиационной безопасности и защиты живых организмов от вредного воздействия становятся все более актуальными в современном мире. Находка новых радиопротекторов и разработка инновационных методов защиты от радиации могут сыграть ключевую роль в сохранении здоровья человека и окружающей среды.

Проект "Прогнозирование реакции сельскохозяйственных животных на низкоинтенсивную радиацию и применение радиопротекторов. Экспрессный биолюминесцентный скрининг радиобиологических эффектов" получил поддержку как от Российского научного фонда (проект № 23-26-10018), так и от Красноярского краевого фонда науки. Этот проект нацелен на изучение воздействия радиации на животных и разработку методов защиты от ее негативных последствий.

Следует отметить, что научные исследования, посвященные продовольственной безопасности, имеют важное значение для общества. Проект "Автостопом по науке. Сибирский путь" СФУ также затрагивает эту тему и получил поддержку от Министерства науки и высшего образования России (#075-15-2024-573). Этот проект направлен на поиск новых подходов к обеспечению безопасности продовольственных продуктов и улучшению качества пищи для населения.

В рамках исследований по радиобиологическим эффектам и продовольственной безопасности, ученые стремятся не только к пониманию механизмов действия различных факторов на организмы, но и к разработке практических рекомендаций для сельского хозяйства и пищевой промышленности. Эти проекты являются важным шагом в направлении обеспечения безопасности и качества продуктов питания, что имеет прямое влияние на здоровье людей и животных.

Клининговая компания