В России научились предсказывать "бреши" в магнитном поле Земли

Солнце непрерывно излучает заряженные частицы (ионы, протоны, электроны), которые разлетаются от него во все стороны.

Эти частицы могут взаимодействовать с магнитосферой Земли, вызывая магнитные бури. Открытие механизма возникновения таких бурь на Земле стало результатом работы специалистов СФУ, которые разработали новый математический инструмент на основе статистических данных, полученных с искусственных спутников. Этот инструмент позволяет предсказывать возмущения магнитного поля, вызываемые солнечным ветром. Результаты исследования были опубликованы в журнале Frontiers in Astronomy and Space Sciences.

Изучение воздействия солнечного ветра на магнитное поле Земли имеет важное значение для понимания процессов, происходящих в околоземном пространстве. Магнитные бури могут вызывать не только красивые северные сияния, но и негативные последствия для электрических сетей, спутников и других технологий. Поэтому возможность предсказывать эти явления становится ключевым аспектом в области космической метеорологии и безопасности нашей планеты.

Солнечный ветер, достигающий скорости 500-600 км/с, представляет собой феномен, который влияет на магнитосферу Земли. Эту интересную информацию сообщили ученые из Сибирского Федерального университета (СФУ). Солнечные частицы, летящие к нашей планете, сталкиваются с магнитным полем и замедляют свое движение.

Магнитосфера Земли, имеющая сложную форму, направлена в сторону потока заряженных частиц от Солнечной системы. Однако иногда в этой защитной стене появляются пробои, через которые частицы проникают внутрь магнитосферы, вызывая магнитные бури на нашей планете. Эти возмущения могут оказывать влияние на магнитное поле Земли и даже на технологии, использующие электромагнитные сигналы.

Исследования солнечного ветра и его воздействия на магнитосферу становятся все более актуальными в контексте изучения космической погоды и разработки мер по защите нашей планеты от потенциальных геомагнитных бурь.

Для понимания причин возникновения аномалий в магнитосфере Земли необходимо углубиться в процессы, происходящие перед границей магнитосферы, где встречается солнечный ветер. Это ключевой момент в изучении взаимодействия солнечного ветра с нашей планетой.

Ученые СФУ совместно с коллегами из СПбГУ разработали математический инструмент, который позволяет прогнозировать магнитные поля и электрические токи перед магнитосферой Земли. Этот инструмент открывает новые возможности для более точного моделирования и понимания воздействия солнечного ветра на нашу планету.

Исследователям удалось создать математическую модель, которая демонстрирует, как солнечный ветер влияет на границу магнитосферы и как распределяется межпланетное магнитное поле вокруг этой границы. Для построения модели использовались данные, собранные искусственными спутниками Земли с 1995 по 2022 год, которые были доступны для общественности. Это открывает новые перспективы для изучения и прогнозирования изменений в магнитосфере и их влияния на жизнь на Земле.

Исследования в области влияния солнечного излучения и других факторов космической погоды на околоземное космическое пространство и космическую деятельность имеют важное значение. Особую роль играет направление межпланетного магнитного поля по отношению к магнитному полю Земли, как пояснил специалист. Когда направления магнитных полей противоположны, возникает брешь в границе магнитосферы, через которую проникают электрические токи и энергичные заряженные частицы внутрь магнитосферы.

Проект СФУ "Автостопом по науке. Сибирский путь", поддерживаемый грантом Министерства науки и высшего образования России #075-15-2024-573, также посвящен российским исследованиям в данной области. Этот проект направлен на изучение воздействия различных факторов космической погоды на околоземное пространство и космическую деятельность.

Кремлевская школа управления