Археологи установили возраст захоронения младенцев за Полярным кругом

В 2016-2018 годах сибирские археологи обнаружили на территории Мамеевского археологического микрорайона в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа поселение Нум-хибя-сихэри VI.

Это открытие привело к находке детского захоронения, которое стало объектом дендрохронологического анализа исследователей Тюменского государственного университета (ТюмГУ).

Результаты исследования возраста детского захоронения нашли отражение в публикации журнала "Археология Евразийских степей", подготовленной научной группой археологов. В ходе работы была выявлена позднесредневековая наземная постройка и девять могильных сооружений, среди которых выделился могильник Нум-хибя-сихэри VIа.

Исследование археологического объекта позволило более детально изучить обычаи и ритуалы погребения в данном регионе в древности. Это открытие также расширило наше понимание о жизни и смерти детей в позднесредневековой эпохе на территории Ямала.

**Тема: Погребальные обряды северных селькупов**

Изучая погребальные обряды и археологические находки на кладбище северных (тазовско-туруханских) селькупов, ученые пришли к выводу, что это могила, где покоились те, кто приплывал на рубеже XIX-XX веков в низовья реки Таз для рыболовного промысла.

Практически все обнаруженные останки принадлежат грудным младенцам в возрасте 5-8 месяцев, а также найдено захоронение девочки 6-8 лет, отметил кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ Александр Ткачев.

Интересно, что ученым не удалось точно определить, было ли захоронение проведено одномоментно или в несколько этапов. Однако при раскопках обнаружены угольки в почве, что свидетельствует о том, что могилу отогревали при ее подготовке, вероятно, весной или осенью.

Эти находки позволяют более глубоко погрузиться в историю и культуру северных селькупов, расширяя наши знания о их погребальных обрядах и повседневной жизни.

Эксперт сообщил, что население в указанных местах появилось несколько тысяч лет назад, что позволяет говорить о конкретной группе селькупов, которые оставили детский некрополь. Селькупы отличаются своими верованиями в различных богов и духов, а также присутствием элементов шаманизма в их культуре. Они имели знакомство с православной традицией, но не были полноценными христианами, лишь используя элементы православного культа и символики, такие как кресты и образки.

Интересно, что в захоронениях селькупов обычно находятся предметы, расположенные рядом с погребенным в районе талии и бедер. У детей, судя по находкам, были завернуты в тряпочки, что свидетельствует о возможном использовании их как оберегов. Это говорит о том, что селькупы придавали особое значение захоронениям и верили в силу амулетов и оберегов.

Александр Ткачев подчеркнул, что изучение обрядов и обычаев селькупов позволяет лучше понять их культуру и мировоззрение. Каждая деталь в некрополе может раскрывать уникальные аспекты их повседневной жизни и духовных убеждений.

Тема: Традиционные обычаи и влияние других культур на захоронения селькупов

Ученый отметил, что в могильнике использовался тип погребения, характерный для селькупов – очень глубокие, до 1,5 метров, сложносоставные могилы в виде многоярусных деревянных конструкций. Это свидетельствует о глубоких традициях и обрядах этого народа, передаваемых из поколения в поколение.

Захоронения совершались в деревянных ящиках, колодах, либо гробах. Над ними сколачивался ящик, на него устанавливались небольшие спилы стволов деревьев, сверху делалось еще одно перекрытие из толстых лиственничных досок. Эти действия показывают, что селькупы уделяли особое внимание уходу за усопшими и созданию уникальных погребальных сооружений.

В одном из захоронений найден крашенный гробик русского производства с фабричными гвоздями. Таким образом, селькупы придерживались, с одной стороны, традиционных способов захоронения, при этом перенимая бытовые элементы у русского населения, например использование гвоздей, а также христианские религиозные атрибуты. Это свидетельствует о влиянии других культур на погребальные обычаи селькупов и их готовности к взаимному обмену культурными практиками.

Для определения календарной датировки могильника ученые воспользовались древесно-кольцевым анализом образцов археологической древесины – самым точным из существующих абсолютных методов датирования археологических находок. Этот метод позволяет установить точное время, когда были построены и использованы археологические памятники.

Исследователи обнаружили, что памятник Нум-хибя-сихэри VIа существовал в период с второй четверти XIX века до начала XX века. Это время соответствует появлению селькупских рыболовецких хозяйств в низовьях Таза, что подтверждает связь могильника с этим историческим периодом.

Изучение датировки археологических находок позволяет не только лучше понять историю и культуру древних цивилизаций, но и установить связи между различными археологическими объектами и историческими событиями.

Детейлинг центр